Тип кузова универсал и его отличие от других

Какие есть типы кузова универсал

Грузопассажирские кузова создавались в разных направлениях, ориентируясь на максимальный внутренний объём, комфорт, дизайн или спортивность. Поэтому внутри класса выделилось несколько отдельных категорий.

  • Традиционный универсал, машина с большим, ярко выраженным задним свесом, развитым остеклением «аквариумного» типа, чёткой двухобъёмностью кузова, почти вертикально расположенной задней дверью.

3-7.jpg

В таких моделях могут применяться не только подъёмные крышки багажника, но и двухстворчатые двери вертикальной или горизонтальной ориентации.

Читайте также: Как установить камеру заднего вида на автомобиль

Высота такого кузова может даже быть больше, чем у седана, элементы задней части, такие как фонари и бампер, занимают минимум места, освобождая его для удобства загрузки.

  • Hardtop-универсал, отличающийся минимумом стоек кузова, ещё более ярко выраженной «воздушностью» салона и развитым задним остеклением.

4-6.jpg

С повышением требований по безопасности вышли из моды и почти не выпускаются.

  • Shooting brake, обычно трёхдверный кузов, менее утилитарен, часто спортивного типа, укороченный по сравнению с классикой жанра, зато прекрасно проработан дизайнерами.

Стремительность облика подчёркивается отступающим от канонов наклоном задней двери, что улучшает аэродинамику и придаёт запоминающийся внешний вид.

  • Внедорожные кузова и кроссоверы, которые формально, в том числе и законодательно, относятся к универсалам, но всё чаще классифицируются как отдельная категория автомобилей.

Этому способствуют размеры заднего свеса, которые выбираются больше из соображений престижности автомобиля, чем грузовместимости или проходимости.

В результате стало невозможным отличить универсал повышенной проходимости от хэтчбека, проще назвать это кузовом типа внедорожник.

  • Спортуниверсалы, которые скорее похожи на купе Гран Туризмо, чем на утилитарные машины хозяйственного назначения.

Удачно сочетают спортивность с возможностью приемлемого размещения четырёх человек с небольшим багажом, на что классические купе не способны.

  • Фургоны, часто трёхдверные, больше ориентированные на груз, иногда даже лишённые заднего ряда сидений, вместо боковых стёкол здесь глухие панели, может отсутствовать и заднее стекло.

Делаются из серийного кузова для предпринимателей, которым не нужен даже малотоннажный грузовик или пикап.

Многообразие разновидностей дополняется обилием названий, практически каждый производитель имеет своё фирменное имя для универсальных кузовов, часто даже не отражающее содержание.

Например, трудно соотнести с утилитарностью обозначение Avant, применяемое Audi, хотя есть приставки и попроще, Wagon или Kombi.

Особенности

im264-378px-Three_body_styles_with_pillars_and_boxes.png

Форма универсала имеет принципиальное отличие от седана в том, что багажное отделение и пассажирский салон объединены, крыша продлена до заднего габарита, а в задней стенке кузова имеется дополнительная дверь.

Универсалы имеют обычно пять дверей, реже — три, задняя дверь служит для доступа в увеличенное багажное отделение. При этом в Северной Америке, как правило, учитывают только боковые двери и говорят о «четырёх-» и «двухдверном» универсале.

В настоящее время во многих развитых странах является общепринятым использование разделительной сетки между салоном и багажным отделением универсала для предотвращения травмирования пассажиров перевозимым грузом при ДТП. В частности, таковое требование включено в состав правил Еврокомиссии для производителей автомобилей (Правило R17 ЕЭК ООН).

От хетчбэка универсал отличается длиной заднего свеса: у хетчбэка он короткий, а у универсала — как на базовом седане или часто длиннее[1].

im264-320px-Audi_100_c3_avant_h_sst.jpgУниверсал Audi 100 Avant внешне напоминает хетчбэк из-за сильно наклонённой задней стенки кузова

Некоторые универсалы (Audi 100 Avant) имеют покатую крышу, как у хетчбэка, но длина заднего свеса выдаёт в них универсал. За границей в некоторых странах такой тип кузова с длиной заднего свеса как у седана и покатой задней стенкой кузова могут также называть «лифтбэк».

Многие универсалы обладают возможностью трансформации задней части кузова путём складывания всех рядов сидений, кроме первого. Всего рядов сидений в кузове универсала может быть два, три или даже четыре (некоторые американские модели на шасси полноразмерных седанов и лёгких грузовиков).

Американский универсал марки «Бьюик» с приподнятой в задней части крышей и убирающимся остеклением задней двери

Большинство универсалов имеют простую подъёмную или открывающуюся набок дверь в задке, однако у некоторых моделей (преимущественно североамериканских) она двустворчатая — состоящая из верхней и нижней независимо открываемых створок. Нижняя створка короче верхней и не имеет остекления, её открывают для перевозки особо длинномерных грузов. Из отечественных моделей такую имели ГАЗ-22 и ранние выпуски «Москвича-426».

Очень редким типом задней двери является двустворчатая задняя дверь, верхняя часть которой выполнена в виде окна и полностью убирается в дверь — этот тип использовался практически только в Северной Америке в пятидесятые—семидесятые годы, и нередко сочетался с кузовом «хардтоп-универсал». Также на некоторых современных универсалах и внедорожниках предусмотрена возможность отдельно открыть стекло задней двери. Наконец, на полноразмерных универсалах GM первой половины семидесятых годов встречался уникальный тип задней двери (англ. Сlamshell), нижняя часть которой убиралась электроприводом внутрь пола кузова, а стекло — одновременно втягивалось внутрь крыши (см. видео).

Крыша в задней части универсала иногда может быть приподнята для увеличения полезного объёма.

Плюсы и минусы удлиненного кузова автомобиля

Достоинства и недостатки полугрузовых автомобилей вытекают из их происхождения и компромиссов, допущенных при компоновке.

К сведению: Как работает система распределения тормозного усилия EBD

Плюсы:

  • возможность размещения габаритных грузов небольшой массы, подвески хоть слегка и усиливаются, но по грузоподъёмности не сильно отличаются от прочих легковых шасси;
  • в отличие от пикапов груз защищён от погоды и криминала;
  • трансформация салона позволяет акцентировать одну и ту же машину как на перевозку пассажиров, в том числе и с дополнительным рядом сидений, так и на полное использование объёма под груз;
  • легковые подвески обеспечивают приемлемый комфорт;
  • при семейном использовании можно иметь один автомобиль на все случаи жизни, вплоть до покупки полноприводных универсалов повышенной проходимости;
  • возможность аэродинамической проработки двухобъёмного кузова большой длины позволяет построить вместительную машину с низким расходом топлива;
  • широкая унификация с массовыми седанами обеспечивает низкую себестоимость.

Минусы:

  • значительные размеры создают неудобства при городской эксплуатации;
  • расположение людей и груза в одном объёме снижает комфорт и затрудняет работу климатической системы;
  • большой задний свес снижает проходимость;
  • при почти вертикальной установке задней двери постоянно загрязняется расположенное в ней стекло;
  • универсалы не так престижны, что вызвало их вытеснение кроссоверами и внедорожниками;
  • сложности при совмещении большого внутреннего объёма с внешним дизайном и аэродинамикой, чем-то приходится жертвовать.

Современный универсал – это нишевый автомобиль со своим кругом поклонников, несмотря на конкуренцию пока не стоит опасаться полного его вытеснения из модельных линеек.

Размеры и форма кузова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий