Двигатель Suzuki M16A

Интересные факты

К 1962 году в конструкции винтовки Стоунер устранил имевшиеся недостатки, и большая партия была закуплена для войны во Вьетнаме. Результаты применения усовершенствованной М-16 «превзошли» все ожидания: оружие слишком часто не срабатывало, что стало причиной массовых потерь.

battlefield_soldier_wallpaper_1366x768.jpg

Для выяснения обстоятельств было организовано спецрасследование, в ходе которого выяснились ужасающие факты:

  1. Порох для оружия закупался некачественный.
  2. Детали, подлежащие хромированию, не обрабатывали хромом.
  3. Обязательные комплекты для чистики не поставлялись.
  4. Солдаты не знали, как собирать-разбирать оружие, просто потому, что их этому не учили.

Если принять во внимание условия повышенной влажности и особенности функционирования М-16 (образование нагара), то становится понятным, почему оружие не работало. Убитых солдат нередко обнаруживали рядом с разобранными винтовками.

В руководстве по техэксплуатации, которое предназначалось для американских бойцов во Вьетнаме, содержится рекомендация чистить винтовку 3–5 раз в сутки.

Рекомендации по техническому обслуживанию

Ввиду того, что данный силовой агрегат считается крайне надёжным, ниже будут приведены некоторые советы по его эксплуатации, которые помогут продлить срок безотказной службы.

Для того, чтобы двигатель работал безотказно и прослужил долгие годы, необходимо в первую очередь производить своевременное техническое обслуживание. Замену масла следует осуществлять каждые 7 500 – 10 000 км и только хорошего качества. Рекомендованная вязкость 0W-20 — 5W-30. Немаловажным фактором стабильной работы двигателя являются свечи зажигания. Их замену следует производить каждые 30 000 – 40 000 км, при условии их высокого качества. На работу двигателя, хоть и в меньшей степени, также влияет качество топлива. Для мотора M16A оптимальным бензином является 95-ый.

Кроме того, очень важно производить проверку технического состояния. Один из основных её этапов является измерение компрессии в цилиндрах двигателя. Для этого необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, отсоединить катушку зажигания и высоковольтные провода, а затем выкрутить все свечи зажигания. После этого следует отключить топливные форсунки, путём отсоединения их от разъёмов и подключить компрессометр в разъём, предназначенный для свечи зажигания. Далее нужно выжать сцепление и нажать педаль газа до упора, после чего завести стартер и смотреть показания прибора.

Для справки! Для того, чтобы получить необходимые данные по компрессии, требуется раскрутить двигатель как минимум до 250 об/мин. Для этого аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена!

Если были получены значения ниже нормы (1100 кПа), это свидетельствует о том, что поршневые кольца и клапана износились и требуют замены.

Помимо этого, рекомендуется производить проверку теплового зазора клапанов (на нижнем фото). Это необходимо для того, чтобы двигатель со временем не начал работать шумно. Нарушение теплового зазора клапанов также ведёт к повышенному износу элементов газораспределительного механизма и клапанов в частности. Для силового агрегата М16А тепловой зазор впускных клапанов составляет 0,18 — 0,22 мм, выпускных — 0,28 — 0,32 мм (для непрогретого двигателя) и 0,21 — 0,27 мм, 0,30 — 0,36 мм – при рабочей температуре мотора. Если какой-либо из клапанов не соответствует заданным диапазонам, его необходимо отрегулировать с помощью специальных шайб.dvigatel-m16a-2-439x650.jpg

Огромное количество владельцев автомобилей, которые оснащены силовой установкой M16A, сходятся во мнении, что это очень надёжный и экономичный агрегат. Однако, стоит обратить внимание на цепь газораспределительного механизма, ведь она имеет свойство растягиваться (ближе к 100 тысячам км пробега). Замену цепи необходимо проводить вместе с приводными звёздочками. Кроме того, владельцы отмечают повышенную шумность при прогреве двигателя, особенно в холодную пору года. Всему виной приводной ремень генератора, который после нагрева перестаёт издавать сомнительные звуки.

Так как двигатель Suzuki M16A предназначен для автомобилей бюджетного класса, он отличается хорошей ремонтопригодностью. Все детали двигателя меняются по отдельности, а запасные части на него найти не составит никакого труда. Кроме того, данный мотор не обладает сложной конструкцией и высокотехнологичными системами, поэтому его ремонт или техническое обслуживание можно произвести самостоятельно.

История создания

Инженер компании Armalite Юджин Стоунер создал винтовку AR10 – автоматическое оружие с калибром .30 или 7,62 мм. В модели был применен принцип прямого воздействия пороховых газов на раму затвора. В результате получилось довольно легкое оружие благодаря беспоршневой системе (отсутствовал газовый поршень) и ряду деталей, сделанных из пластика и легких сплавов.

fonstola.ru-134882.jpg

У AR10 оказалось немало недочетов. В результате усовершенствований была создана штурмовая винтовка AR-15 под калибр 5,56 мм (.20). В ходе тестирования выяснилось, что она ненадежна и точность стрельбы оставляла желать лучшего.

Американская компания Colt’s Patent Firearms Manufacturing выкупила патент на винтовку у руководства Armalite, которое, недовольное результатами, быстро согласилось на сделку.

Новый патрон с калибром 5,56 мм и пулей М193 «Cartridge 5,56 mm Ball M193» применили для винтовки AR-15.

За счет уменьшения веса самой винтовки и боеприпасов появилась возможность существенно увеличить боекомплект.

Боец, вооруженный другой винтовкой, например М-14, мог взять с собой 100 патронов. Солдаты с оружием от Armalite оснащались боекомплектом в 250 патронов. При этом увеличилась начальная скорость пули, а отдача, как ни странно, стала значительно слабее.

Для справки. Боец, вооружённый автоматом АК-47, например, нес с собой 4 магазина по 30 патронов, таким образом общее количество носимого б/п составляло всего 120 патронов.

После доработки военные закупили пробную партию винтовок (1000 шт.) для испытаний в Южном Вьетнаме в полевых условиях. И уже в 1963 году по госзаказу руководства Соединенных Штатов было произведено 94000 винтовок. Но они несколько отличались от своих предшественниц: оружие оснастили устройством для ручного запирания затвора.

Модификация получила номер М-16, ее поставили на вооружение ВВС США в 1964 году.

Характеристики винтовки М-16

m16-3500x2333-emka-boepripasi-1721.jpg

Положительные моменты в сравнении с предшественниками:

  1. Сравнительно небольшие патроны позволили понизить силу отдачи, уменьшить вес и размеры штурмовой винтовки. Помимо этого повысилась точность и кучность стрельбы.
  2. Легковесность затворного механизма (за счет отсутствия поршня) обуславливает небольшую отдачу и неплохую устойчивость. Качество пороха и малый отвод газов обеспечивают хорошую дульную энергию патрона.
  3. Стоунер позаимствовал для своего М16 идею «линейной» компоновки с немецкой автоматической винтовки FG.42: затвор и приклад размещались на продолжении оси канала ствола с дульным тормозом. Встречается мнение, что такая конструкция демаскирует стрелка при ведении боя из укрытия с упором цевья на бруствер. Мол, высота стрелка увеличена. Фактически, разница, например, между стрелком с АК-74 и М16, в этом случае составляет менее 2 см. Зато подобное решение повышает кучность стрельбы.
  4. Пологий шаг нарезов ствола – 305 мм. Другими словами, такой подход обеспечивает минимальную устойчивость снаряда во время полета. При попадании в живую цель устойчивость сводилась к нулю и пули начинали «кувыркаться». А при попадании в ветви деревья и даже тростник, пробивная сила значительно снижалась, а пули отскакивали рикошетом. Поэтому шаг нарезов уменьшили до 178 мм (М-16 А3) и стали использовать пулю SS 109: пробивная мощь выросла вдвое. Устойчивость повысилась за счет увеличения частоты вращения пули в полете.
  5. Благодаря диоптрическому типу прицела и целиться легко, и точность высокая. Но обзор значительно ограничен, поэтому возникали проблемы при стрельбе по движущимся целям и ведении боя в темное время суток.

Тактико-технические характеристики американки М-16 достойны уважения, и на форумах, посвящённых боевому оружию, можно нередко встретить о ней весьма лестные отзывы.

shturmovaya-vintovka-m-16-v-gryazi.jpg

Но не менее часто попадаются высказывания о ее более сложной, а потому неудобной (особенно в полевых условиях) конструкции, с множеством мелких деталей. А также чувствительности к загрязнениям. Поэтому большинство голосов, как правило, отдается в пользу Калашникова.

Конструкция и принцип действия

В конструкции М-16 использован принцип воздушного охлаждения ствола, беспоршневой автоматический отвод газов. Они выходят через газовую трубу в затворную раму и заставляют ее двигаться назад. С одной стороны, благодаря этому решению винтовка получилась легкой.

С другой, такая конструкция требует дорогого качественного пороха.

После нажатия на курок капсюль разбивается и происходит возгорание пороха. Пороховые газы расширяются, давят на пулю, и она выстреливает. Часть газов выходит в газоотводную трубу и выталкивает назад затворную раму. При движении, она поворачивает затвор при помощи штифта (штифт затвора вставлен в отверстие рамы), в результате происходит расцепление затвора со стволом.

Затворная группа движется назад. В этот же момент происходит выбрасывание стреляной гильзы. Возвратная пружина, сжатая затворной группой, начинает распрямляться и выталкивает ее в первоначальное положение. При этом с помощью затвора извлекается следующий патрон и досылается в патронник.

Ствол снова запирается поворотом затвора. Как только в магазине заканчиваются патроны, затворное устройство остается в заднем положении. Винтовка оснащена ручным досылателем затвора на случай, если откажет автоматика.

221437_original.jpg

Окно для экстракции гильз расположено на правой части ствольной коробки. Как только взводится затвор, крышка, закрывающая окно и предохраняющая его от попадания загрязнений внутрь, открывается.

УСМ представляет собой незамысловатую курковую конструкцию. Трехпозиционный переключатель, который расположен над рукоятью, регулирует работу спускового механизма. Режимы: «предохранитель», «одиночная стрельба», «автоматический огонь» («auto» для М16А1, М16А3).

Ствольная коробка представляет собой 2 половинки, соединенные поворотным и разборочным штифтами.

Чтобы произвести неполную разборку, надо извлечь разборочный штифт нажатием (например, при помощи патрона), «переломить» винтовку вокруг второго шарнира. Затем, чтобы почистить и осмотреть М-16, извлекают затвор, раму и рукоять для заряжания.

Чтобы полностью разобрать оружие, извлекают второй штифт, а коробка рассоединяется на 2 части. Чтобы штифты не затерялись во время разборки винтовки, в модели предусмотрено лишь неполное их извлечение.

Цевье, рукоять и приклад изготавливаются из высокопрочного черного пластика, благодаря которому оружие было прозвано «черной винтовкой». Пламегасители (на первых модификациях) имеют 3 щели.

Идея Стоунера использовать «малоимпульсный» патрон оказалась настоящей находкой для того времени: маленькая пуля вылетала с «бешеной» скоростью. Небольшой вес заряда – значит, отдача минимальная.

03b0006a1a6a5e8f50bf18db076c5d4a.jpg

А также это возможность снабдить стрелка большим количеством патронов. Это инженерное новшество произвело должное впечатление на руководство СССР, поэтому вскоре советские конструкторы начали разработку новой версии АК, получившую номер 74.

Немало внимания американец уделил тому, чтобы винтовка была удобной в обращении.

Ствольная коробка, изготавливаемая из легких сплавов, может треснуть не только от сильных ударов, но и более слабого воздействия.

Что приводит к замене детали, стоящей недешево, а затем оружие заново пристреливается.

Огрехов, как и достоинств у М-16, тоже немало. Среди них – выход из строя, в том числе даже разрыв ствола, если внутрь конструкции попала вода (или конденсировались пары).

Для М16 компания AAI разработала однозарядный подствольный гранатомёт М203. Это 40-мм оружие отличается низким весом, а заряжается с казённой части. Ещё одной его особенностью является то, что с ним могут применяться многие типы боеприпасов: фугасный, фугасный объемного взрыва, кассетный, осветительный на парашюте и др.

М16А1 – версия М-16, дополненная устройством досылания затвора, усовершенствованным пламегасителем, приливом для крепления штык-ножа.

M16A2 (разработана под бельгийский патрон SS109) – винтовка с утяжеленным стволом, прицелом на 800 м. Версию M16A2 оснастили усиленной ствольной коробкой, храповиком в спусковом механизме. Режим стрельбы очередями по 3 выстрела. Пластиковые детали M16A2 крепче, чем у предшествующих моделей.

Эффективная дальность стрельбы – до 800 м. Благодаря новой антабке появилась возможность переносить винтовку в положении боеготовности.

Среди недостатков: уязвимость к грязи, ненадёжность возвратной пружины.

В 1980 году под наименованием М855 патрон SS109 стандартизировали в Соединённых Штатах. Как уже говорилось выше, М16А1 производилась под патрон М193. М855, который применяется и в настоящее время, тяжелее М193 на 4,02 г.

Показатели кучности и пробивной способности выше у М855. Попадая в мягкие ткани, пуля фрагментируется, таким образом, вызывая обширное поражение.

М16А3 – версия разработана для применения на флоте. Что касается конструкции, А3 несильно отличается от предыдущей версии. Предусмотрен режим непрерывного огня.

Рукоятка для переноса устроена таким образом, чтобы ее можно было снять, а на ее место установить крепление для оптических, коллиматорных и ночных прицелов. Высота прицельной линии уменьшилась, зато увеличилась меткость при упоре щеки в приклад.

Именно М16А3 оценивается многими военными экспертами, как лучшая штурмовая винтовка.

М16А4 – модификация M-16 (A2), самая скорострельная штурмовая винтовка. Применяется морскими пехотинцами Соединенных Штатов. Начальная скорость пули – 900 м/с.

Cobb MCR – мультикалиберная винтовка (4 модели), изготовленная Cobb Manufacturing Inc. для конкурса нового вооружения для войск спецназначения США.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий