…В чем суть конфликта между Израилем и сектором Газа?

Арабо-израильский конфликт

В 1920—1947 гг. входил в состав Британского мандата в Палестине. В 1929 году евреи, проживавшие в Газе, были вынуждены покинуть город в результате арабских волнений[8]. В ходе погромов по всей Палестине было убито 135 евреев. С целью умиротворения арабов, англичане уступили их давлению и запретили евреям селиться в городе, в котором веками существовала еврейская община[9].

По решению Генеральной Ассамблеи ООН29 ноября1947 года включён в территорию будущего арабского государства. После Арабо-израильской войны 1948—1949 годов был оккупирован Арабской Республикой Египет, а после Шестидневной войны1967 — Израилем.

С 1994 года находится под управлением Палестинской автономии, созданной в результате Соглашений в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) в 1993 году.

В 2007 году власть в городе захватила группировка ХАМАС. ХАМАС признан террористической организациейИзраилем, Канадой, США, Японией и Европейским союзом[10], а также запрещён в Иордании и Египте[11]. В Австралии и Великобритании террористическим признают только военное крыло ХАМАСа. В России ХАМАС террористической организацией не признан[12][13][14] Поскольку программа Хамаса предполагает уничтожение Государства Израиль и его замену на исламскую теократию[15], его руководство, придя к власти, отказалось признать соглашения с Израилем, заключённые ООП, и разоружить своих боевиков. Газа превратилась в анклав анархии и терроризма[16][17]. В результате, ряд государств, ранее финансировавших автономию, начали экономические санкции, а Израиль и Египет блокировали город[18].

Бойкот и блокада привела к тяжёлым последствиям для экономики и населения города, но обстрелы территории Израиля из сектора Газа не прекращались. В январе 2009 года Израиль провёл операцию «Литой свинец», целью которой было прекращение обстрелов. При этом ряд государств обвинил Израиль в чрезмерном употреблении силы. В результате операции обстрелы Израиля были сведены к минимуму, однако при этом было убито около 1400 палестинцев, тысячи домов, фабрик и общественных зданий были разрушены, что ещё более усугубило последствие продолжающейся блокады. Комиссия Совета ООН по правам человека под руководством Ричарда Голдстоуна обвинила Израиль и ХАМАС в совершении военных преступлений в ходе операции. Президент Израиля и лауреат Нобелевской премии мираШимон Перес назвал выводы этой комиссии «насмешкой над историей»[19]. Специально назначенная комиссия ООН под председательством Йена Мартина, расследовавшая различные аспекты антитеррористической операции «Литой свинец», подготовила доклад, содержащий жесткие обвинения в адрес Армии обороны Израиля. Его авторы отметили, что ещё до начала этой военной операции Израиль ввёл блокаду в отношении Газы, проводил систематическую политику по изоляции сектора, что представляет собой коллективное наказание всех жителей этого района. Чиновники ООН утверждают, что израильские военные умышленно обстреливали гражданские объекты, например, принадлежащие Агентству ООН по помощи палестинским беженцам (UNRWA). Особое внимание комиссия уделила таким эпизодам и фактам, как «намеренный обстрел госпиталя Al Qods разрывными снарядами и снарядами, содержащими белый фосфор» и «обстрел госпиталя Al Wafa». Оба этих эпизода могут быть квалифицированы как «нарушения международного гуманитарного права». Работы по их восстановлению откладываются из-за продолжающейся блокады сектора, ограничивающей возможности по ввозу строительных материалов.

В ноябре 2012 года боевые действия между Израилем и ХАМАС возобновились. После одностороннего вывода еврейских поселений Гуш Катиф арабское население Газы продолжает лечиться в израильских больницах[20].

См. также: Великий марш возвращения

Биография

Из семьи рабочего. С 1909 года работал слесарем на Путиловском заводе. Неоднократно участвовал в забастовках, с февраля 1916 года солдат дисциплинарного батальона в Ораниенбауме. Поднял солдат батальона на борьбу в дни Февральской революции1917 года. Член РСДРП(б) с апреля 1917 года[1].

Памятник. Могила на Марсовом поле (Санкт-Петербург)

Участвовал в формировании отрядов Красной Гвардии на Путиловском заводе и в разгроме «корниловского мятежа». С августа 1917 депутат Петросовета. Активно участвовал в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде, один из руководителей революционного штаба Нарвского района. В 1918 году был инициатором создания Путиловского стального артиллерийского дивизиона. С августа того же года комиссар Путиловского бронепоезда № 6 им. В. И. Ленина, находившегося на обороне Петрограда. Участвовал в боевых действиях на ряде фронтов Гражданской войны[1].

С 1920 года помощник начальника и комиссар бронесил Петроградского ВО. С 1926 года секретарь парткома завода «Красный путиловец». Делегат XV-го съезда ВКП(б). С 1928 года секретарь Московско-Нарвского районного комитета ВКП(б). Член ЦКК ВКП(б) с 1930 года, с 1931 года секретарь Ленинградского горкома ВКП(б). Похоронен И. И. Газа на Марсовом поле Ленинграда[1].

Население

По данным Палестинского центрального бюро статистики на 1997 год, население города Газа вместе с примыкающим к нему лагерем беженцев Аль-Шати составляло 353 115 человек. Доля мужчин: 50,9 %, женщин: 49,1 %. Доля лиц в возрасте до 19 лет составляла 60,8 %; в возрасте от 20 до 44 лет: 28,8 %; от 45 до 64 лет: 7,7 %; более 64 лет: 3,9 %[21]. По данным на 1998 год 51,8 % населения Газы составляли беженцы и их потомки[22]. Более 90 % населения в возрасте более 10 лет — грамотно (на 1997 год).

Динамика численности населения:

Год Население
1569 6 000[23]
1838 15 000–16 000[24]
1882 16 000[25]
1897 36 000[25]
1906 40 000[25]
1914 42 000[26]
1922 17 426[27]
1931 17 046[28]
1945 34 250
1982 100 272
1997 306 113
2007 449 221
2012 590 481

[править]Население

Панорама города

По данным Палестинского центрального бюро статистики на 1997 год, население города Газа вместе с примыкающим к нему лагерем беженцев Аль-Шати составляло 353 115 человек. Доля мужчин: 50,9%, женщин: 49,1%. Доля лиц в возрасте до 19 лет составляла 60,8%; в возрасте от 20 до 44 лет: 28,8%; от 45 до 64 лет: 7,7%; более 64 лет: 3,9%.[12] По данным на 1998 год 51,8% населения Газы составляли беженцы и их потомки.[13] Более 90% населения в возрасте более 10 лет – грамотно (на 1997 год).

Динамика численности населения:

  • 1914: 42 000 чел.
  • 1922: 17 426 чел.
  • 1945: 32 250 чел.
  • 1982: 100 272 чел.
  • 1997: 306 113 чел.
  • 2009: 449 221 чел.

История

См. также: История Газы

Основан в глубокой древности (около 3000 года до.н.э), один из древнейших городов мира[2]. Один из городов Филистимского пятиградия. Упоминается в Библии 22 раза.

Во время ассирийских завоеваний Газа подвергалась частым нашествиям. Царь её, Ганнуну, упоминается в клинописных надписях. Другой царь, Циллибел, во время войны Синаххериба с Езекией не принимал участия в коалиции сирийских царьков и получил от Синаххериба часть отнятых у Езекии земель. Во время падения Ассирии фараон Нехао овладел было на короткое время Газой (608 год до н. э.), но Навуходоносор II покорил всю Сирию, и под вавилонским владычеством Газа была ещё во времена Набонида[3]. После падения Вавилона Газа сделалась на время самостоятельной и даже осмелилась оказать сопротивление Камбизу на пути его в Египет. При Дарии и она пользовалась внутренним самоуправлением. В это время замечается усиление контактов с греками; однако, филистимлянская самобытность и исключительность долго ещё не уступали эллинизму. Во времена завоеваний Камбиза (525 год до н.э) Газа была населена арабскими племенами набатейцев, которых упоминают древние историки Диодор Сицилийский и Геродот[4].

Александр Великий в ноябре 333 года до н. э. встретил здесь почти такое же упорное сопротивление, как и в Тире; на осаду Газы ему пришлось потратить около 2 месяцев, причем он разрушил её стены и истребил значительную часть городского населения. Во время эпохи диадохов Газа подвергалась частым опустошениям. В 312 г. до н. э. она была местом поражения Птоломеем Димитрия Полиоркета. Тогда Птоломей не мог удержать её за собой, но вновь занял её после сражения при Ипсе. Под египетским владычеством она оставалась до конца III в., когда ею овладел (203 г. до н. э.) Антиох III. Под владычеством Селевкидов эллинизация Газы сделала быстрые успехи и превратила её в оплот эллинизма против возродившегося при Маккавеях иудейства. В 104 г. до н. э. она обращалась за помощью против иудеев к Птоломею VIII Латуру, но он не успел спасти её, и она попала в руки Александра Янная.

Помпей (63 год до н. э.) освободил Газу, но при Ироде она опять попала в вассальные отношения к Иудее и сделалась свободной лишь после смерти Ирода. К началу н. э. основным населением Газы стали уже греки[5]. В 66 г. н. э. её сожгли восставшие иудеи. От II и III в. сохранилось много городских медных монет, частью автономных (с легендой Γάήα δήμον Γαζαίων), частью императорских. Существование первых указывает на привилегированное положение Газы.

Вследствие реформ Диоклетиана и Константина Газа была причислена к провинцииПалестина I. Все писатели этого времени называют Газу значительным и богатым городом. Христианство появилось здесь очень рано, вследствие проповеди апостола Филиппа (Деян. VIII, 39). Апостол Филимон был первым епископом Газы. Но вообще христианство долго не пускало здесь глубоких корней. Константин отделил от полуязыческой Газы Маюму, где было много христиан, и назвал её Констанцией; но при Юлиане она снова была подчинена Газе. Дальнейшими успехами христианство обязано распространению монашества в окрестностях Газы, начавшемуся со св. Илариона Великого, а также неутомимой деятельности св. Порфирия, епископа газского, исходатайствовавшего у императора Аркадия эдикт о разрушении языческих храмов. Это не обошлось без бунта язычников и даже временного бегства епископа[6]. Позже Газа сделалась центром умственной жизни и литературной деятельности; здесь стали процветать риторика, философия и поэзия с христианским направлением. Газская школа выставила немало риторов (Эней Газский, Зосим, Прокопий, Хорикий), философов, стремившихся сблизить учениеПлатона с христианством, и поэтов, писавших подражания Анакреонту, трагедии и монодии (Тимофей, Иоанн, Георгий). В Газе процветали и другие искусства; она была пограничным пунктом и оплотом культурного мира. Но это пограничное положение у самой пустыни стало для неё роковым. Арабы не раз покушались овладеть ею; персам при Хозрое II это на время удалось, а в 634 году она окончательно попала в руки арабов.

В VII—IX веках город входил в Арабский халифат, в IX—XI веках находился под властью египетских династий Тулунидов, Ихшидидов, Фатимидов. В конце XI века захвачен крестоносцами, но после победы над ними египетского правителя Салах-ад-дина (1187) вернулся в состав египетских государств. В этот период Газа имела третье по величине еврейское население в Палестине после Иерусалима и Цфата вплоть до середины османского правления[7]. В начале XVII века главным раввином Газы был рабби Исраэль бен Моше Наджара, поэт и знаток Торы. Во многих городах Израиля сегодня есть улицы, которые носят его имя. Перу раби Наджары принадлежит гимн «Йа рибон» — его поют за субботней трапезой во всех общинах Израиля. Раби Исраэль бен Моше Наджара умер в 1625 году и похоронен в Газе. Преемником на посту главного раввина Газы стал его сын. Один из представителей еврейской общины Газы Натан из Газы был известен как приверженец и «пророк» Шабтая Цви. Руины еврейской синагоги существуют в Газе до сих пор.

В 1516 году город был завоёван турками-османами и до 1917 года находился в составе Османской империи (в 1831—1840 под властью египетского паши Мухаммеда Али). В 1799 году был взят Наполеоном во время его Египетского похода.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий