Основные пожарные автомобили общего и целевого применения

Виды пожарных автомобилей и их классификация

В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:

  • основная;

  • специальная;

  • вспомогательная.

Машины общего применения

К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:

  1. АЦ — автоцистерны;
  2. АНР — насосно-рукавный;
  3. АПП — первой помощи;
  4. АВД — с насосом высокого давления.

Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.

87143-300x224.jpgПожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.

Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.

Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.

  • АНР

454545-300x170.png

Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.

Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.

Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.

  • АПП

Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.

В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.

Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.

По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.

  • АВД

Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.

Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.

Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.

</li>

Вакуумная система

Все используемые вакуумные системы в пожарных автомобилях делятся на такие разновидности:

  • струйные;
  • шиберные;
  • водокольцевые;
  • поршневые.

Для подачи огнетушащих средств центробежными насосами все их полости, а также всасывающие рукава никогда не должны быть пустыми. Для этого используются специальные вакуумные системы, основу которых составляют насосы, а также краны, управляющие приводы и различные трубопроводы.

В некоторых пожарных автомобилях в качестве таких систем используются шиберные, поршневые, а также газоструйные и в некоторых случаях водокольцевые насосы. Приводы к таким агрегатам могут быть как автоматические, так и ручные.

Такие системы дают возможность осуществлять забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насоса и восстанавливать водяные столбы в случае их обрыва.

9806784.jpg

В газоструйных системах чаще всего возникает необходимость при работе с такими насосами, как ПН-40 или ПН-110. В их систему включены специальные вакуумные краны, а также дополнительные трубопроводы.

Вакуумные краны всегда используются для комбинирования работы вакуумной системы с полостью насоса. Большей частью они монтируются на коллекторах устройств, нагнетающих огнетушащую жидкость.

Тактико-технические характеристики пожарной техники

Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:

  • общая (участие в боевых действиях, подача огнетушащего средства, оказание помощи пострадавшим);
  • специальная (автолестницы, подъемники, освещение и т. п.);
  • вспомогательная (автобусы, автозаправщики и т. д.).

На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.

Автоцистерна

АЦ (пожарные автоцистерны) относятся к основным видам пожарной техники. Их главная задача – доставка ОТВ (огнетушащих веществ) и ПТВ (пожарно-технического вооружения) к месту возгорания. АЦ работают в качестве самостоятельных единиц боевой техники, используя активное огнеупорное вещество из внутренних цистерн, водоисточников или водопроводной сети.

Автоцистерна пожарная

Обязательные элементы АЦ:

  • цистерна для воды;
  • баки для пены;
  • насосы и трансмиссии;
  • система управления.

Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.

Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.

АЦ Количество мест Емкость цистерн, л Объем баков, л Работа насоса, л/с Наибольшая скорость подачи, км/ч
АВД 20/200(433104) 7 3000 180 20 90
АУП-25(151)13 7 2000 215 25 60
АЦ 0,8-4/400(432732) 7 800 50 4 90
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 7 800 50 40/4 65
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д 7 1000 90 4 90
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга» 6 1000 60 40 90
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника 7 1000 60 25 80

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства. Такая техника включает в себя:

  • баки для хранения пены;
  • насос;
  • обвязку коммуникации;
  • устройство дозирования.

Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.

Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).

Дополнительные механизмы:

  • пеноподъемники;
  • рукава;
  • переносные пеносмесители.

Насосы выполняют следующие функции:

  • набирают воду или пенообразователь;
  • транспортируют воздушно-пенную массу к рукавам подачи пены.
Модель Емкость пенообразователя, л Количество мест для боевого состава
АВ-6(130В1) 6000 3
АВ-40(375)Ц-50 4000 7
АПТ 4,0-40(5557) 4000 3
АПТ 4,0-40(43101) 4000 3
АПТ 5,0-70(43253) 420 7
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто 5300 6
АПТ-8,0-40(65111)063-ПВ 8000 7
АПТ-8,0-40(65115)064ПВ 8000 7
АХ-6(130) 6000 3

Пожарный автомобиль порошкового тушения

Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.

Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:

  • бака для порошковой смеси;
  • узла трубопровода;
  • регулирующей арматуры;
  • стволов (ручных и лафетных);
  • контрольных агрегатов.

Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.

Модель Количество мест, чел. Масса порошка, кг Мощность двигателя, л/с
АП 500-20                3           500                95
АП 1000-40                3          1000              108,8
АП 2000-60                3          2000               170
АП 4000-60                3          4000               220

Автомобиль газодымозащитной службы

Техника этого вида выполняет следующие задачи:

  1. Доставляет в точку ЧС личный состав газодымозащитной службы, ПТВ.
  2. Освещает место возгорания прожекторами, установленными на платформе ПА.
  3. Позволяет установить пост безопасности ГДЗС.
  4. Делает возможным проведение эвакуации и спасение населения в условиях сильной задымленности и отсутствия кислорода.

Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.

В оснащение таких технических средств входит:

  • шасси;
  • кабина для водителя;
  • кузов;
  • осветительная мачта с прожекторами;
  • ЭСУ (электросиловая установка);
  • механизмы управления;
  • электроустройства;
  • комплекс ПТВ.

Пожарный штабной автомобиль

Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.

                                 АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР
Количество человек 5
Емкость цистерны для воды, м3 0,3
Емкость бака для пенообразователя, м3 0,03

Пожарный автомобиль связи и освещения

Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.

В комплектацию такой техники входят:

  • базовое шасси;
  • стационарный генератор электронапряжения;
  • осветительные прожектора;
  • стационарные и переносные радиостанции;
  • телефонные аппараты;
  • выдвижная мачта.

Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).

                                                         АСО-12
Шасси ГАЗ-66
Мощность стационарного генератора электронапряжения 12 кВТ
Радиус действия стационарных радиостанций 30 км
Радиус действия переносных радиостанций 2 км
Мощность прожекторов 1500 Вт

Автолестница

Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.

Спасение людей при пожаре по автолестнице

Классификация видов АЛ:

  1. Телескопические (коленья соединяются телескопически).
  2. Коленчатые (коленья соединяются шарнирным способом).
  3. Коленчато-телескопические (коленья соединяются шарнирно-телескопическим способом).
Модель Шасси Количество мест Допустимая высота, м Вместимость люльки, кг Срок службы
АКП-35 (53213) ПМ-545А КамАЗ-53213 (6х4)         3         35        350   11 лет
АЛ-30 (131) ПМ-506Д ЗИЛ-131 (6х6)         3         30         нет   11 лет

Автоподъемник

Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).

Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.

В конструкцию автоподъемника входит:

  • базовое шасси;
  • опорный механизм;
  • платформа;
  • поворотный механизм;
  • люлька;
  • стрела;
  • гидроустройство;
  • система управления;
  • водопенные механизмы;
  • ПТВ;
  • электроустройства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий